Publication / 19 04 2021

NFT tokens: hype or future technology? (spoiler: so far hype)


NFT-токены: хайп или технология будущего (спойлер: пока хайп)

NFT-токены достойно сражаются с Clubhouse за звание главного хайпа начала 2021 года.

Токенизированные объекты цифрового искусства продаются за миллионы, Илон Маск обещает спеть об NFT и продать эту песню как NFT, а самой технологии прочат будущее разрушителя существующей системы авторского права.

Что такое NFT-токен?

Это цифровой "правоустанавливающий документ" на виртуальный объект – мем, игровой скин, песню и так далее. Он подтверждает "право собственности" на "оригинальный экземпляр" такого виртуального объекта. Я использую кавычки не случайно, дальше станет понятно почему.

Как купить?

Для начала нужно завести ETH-кошелек и купить немного эфира. Это можно сделать, например, на Binance. После этого с кошелька на Binance эфир нужно пополнить свой счет на NFT-маркетплейсе, например, на OpenSea.

Теперь можно приступать к выбору цифрового артефакта. Остановимся на коротком видео с финтом Йохана Кройфа, который тот совершил в матче со Швецией на чемпионате мира по футболу 1974 года.

Нажимаем "купить", платим эфиром и – вуаля! – становимся гордым "владельцем" "оригинального экземпляра" видео с финтом Кройфа. Круто, правда? Самое время разобраться, что же мы купили. 

"Право собственности" на "оригинал" цифрового артефакта – оксюморон в квадрате

Под правом собственности обычно подразумевают правомочность владеть, пользоваться и распоряжаться материальными объектами – недвижимостью, автомобилем, смартфоном и так далее. Эта правомочность является исключительной, то есть исключает реализацию по отношению к вещи прав любым другим лицом, кроме собственника. Грубо говоря, право собственности – это ваша монополия на вещь.

Приобретая же NFT-токен на цифровой артефакт, вы не получаете никаких эксклюзивных прав. Например, даже если вы купите "право собственности" на "оригинал" мема, любой человек по-прежнему сможет свободно его скачивать, отправлять друзьям, копировать и т. д.

"Оригинал" произведения – также понятие из доцифровой эпохи. Оригинал картины всегда дороже, чем копия, репродукция, или даже авторский повтор. Оригинал всегда только один, каждый последующий экземпляр произведения таковым уже не является.

В Интернете же грань между оригиналом и копией стирается. Любой файл можно скопировать за секунды, и изготовление каждой последующей копии не стоит ничего. Поскольку качественно ни одна из миллиона копий ничем не отличается от исходного файла, ценность последнего как "оригинала" весьма сомнительна.

  

Авторские права – творцам приготовиться к нарушениям

Если NFT-токен не дает никаких вещных прав, может, его покупатель приобретает право другого рода, а именно – право интеллектуальной собственности на цифровое искусство?

Как и право собственности, право интеллектуальной собственности также является исключительным. Это значит, что его принадлежность одному лицу исключает реализацию соответствующих полномочий другими лицами.

Если вам принадлежат исключительные авторские права на книгу, то только вы можете разрешать ее публикацию, перевод на другие языки, экранизацию и так далее. Изначально авторское право принадлежит творцу: на книгу – писателю, на картину – художнику, на музыку – композитору. Творец (он же автор) может продать свои права другим лицам – издателю или продюсеру, например. Только лицо, обладающее исключительным авторским правом, имеет монополию на соответствующее произведение искусства.

При этом покупка NFT-токена не приводит к возникновению у покупателя каких-либо прав интеллектуальной собственности. Купив токенизированную песню, вы не приобретаете на нее авторских прав – вы не можете продавать ее на стриминговых сервисах, использовать как саундтрек в видеоигре или воспроизводить ее в ресторане.

Более того, NFT-токен может быть вообще никак не связан с авторским правом, и в этом кроется большая опасность для авторов.

Автор может вообще не подозревать, что кто-то токенизировал его произведение и зарабатывает на нем. Маркетплейсы NFT-токенов никак не проверяют чистоты прав на объекты, которые продаются.

Ничто не мешает мошенникам продавать "право собственности" на "оригинал", например, "Васіліси Єгоровни та мужичків", при том что Лесь Подервянский может об этом даже не подозревать, не говоря уже о получении вознаграждения.

Поэтому авторам настала пора внимательно мониторить NFT-маркетплейсы, если они хотят сохранить контроль над правами на свои произведения.

Похоже, что пока ценность NFT-токенов обусловлена только шумихой вокруг них. Их покупка сродни покупке участков на Луне или кубометра атмосферного воздуха. Имея достаточно виртуальную ценность, NFT-токены, тем не менее, несут вполне реальную угрозу пиратства для творцов.


How can we help you?

Get in touch with us or learn more about the firm