"Оригинал" произведения – также понятие из доцифровой эпохи. Оригинал картины всегда дороже, чем копия, репродукция, или даже авторский повтор. Оригинал всегда только один, каждый последующий экземпляр произведения таковым уже не является.
В Интернете же грань между оригиналом и копией стирается. Любой файл можно скопировать за секунды, и изготовление каждой последующей копии не стоит ничего. Поскольку качественно ни одна из миллиона копий ничем не отличается от исходного файла, ценность последнего как "оригинала" весьма сомнительна.
Авторские права – творцам приготовиться к нарушениям
Если NFT-токен не дает никаких вещных прав, может, его покупатель приобретает право другого рода, а именно – право интеллектуальной собственности на цифровое искусство?
Как и право собственности, право интеллектуальной собственности также является исключительным. Это значит, что его принадлежность одному лицу исключает реализацию соответствующих полномочий другими лицами.
Если вам принадлежат исключительные авторские права на книгу, то только вы можете разрешать ее публикацию, перевод на другие языки, экранизацию и так далее. Изначально авторское право принадлежит творцу: на книгу – писателю, на картину – художнику, на музыку – композитору. Творец (он же автор) может продать свои права другим лицам – издателю или продюсеру, например. Только лицо, обладающее исключительным авторским правом, имеет монополию на соответствующее произведение искусства.
При этом покупка NFT-токена не приводит к возникновению у покупателя каких-либо прав интеллектуальной собственности. Купив токенизированную песню, вы не приобретаете на нее авторских прав – вы не можете продавать ее на стриминговых сервисах, использовать как саундтрек в видеоигре или воспроизводить ее в ресторане.
Более того, NFT-токен может быть вообще никак не связан с авторским правом, и в этом кроется большая опасность для авторов.
Автор может вообще не подозревать, что кто-то токенизировал его произведение и зарабатывает на нем. Маркетплейсы NFT-токенов никак не проверяют чистоты прав на объекты, которые продаются.
Ничто не мешает мошенникам продавать "право собственности" на "оригинал", например, "Васіліси Єгоровни та мужичків", при том что Лесь Подервянский может об этом даже не подозревать, не говоря уже о получении вознаграждения.
Поэтому авторам настала пора внимательно мониторить NFT-маркетплейсы, если они хотят сохранить контроль над правами на свои произведения.
Похоже, что пока ценность NFT-токенов обусловлена только шумихой вокруг них. Их покупка сродни покупке участков на Луне или кубометра атмосферного воздуха. Имея достаточно виртуальную ценность, NFT-токены, тем не менее, несут вполне реальную угрозу пиратства для творцов.