Publication / 26 01 2020

Intellectual evolution


Мы приняли смелое решение — вышли из крупной юрфирмы и создали бутик, предоставляющий полный спектр услуг в сфере IP

- Александр Мамуня

Александр МАМУНЯ: «Начальный этап построения нового бренда мы успешно завершили, теперь делаем основной упор на расширение практики»

События 2020 года стали масштабным вызовом для бизнеса. Можно прогнозировать сокращение расходов на содержание офисов в пользу дистанционного менеджмента, глобальную диджитализацию, работу с клиентами в виртуальном пространстве, для чего значительное внимание необходимо будет уделять разработке продуктов в сфере интеллектуальной собственности (IP).

Пандемия COVID-19 оставит свой след во всех отраслях, но ведь любые трудности преодолимы?

Юридический рынок по-разному структурирует свой бизнес, адаптируется при сложившихся условиях — это могут быть как многопрофильные юридические компании, так и специализированные фирмы, так называемые бутики, занимающиеся хоть и узконаправленными практиками, но, возможно, с более качественным сервисом.

О создании одного из таких IP-бутиков «Юридической практике» рассказал партнер Mamunya IP Александр Мамуня.

— Как перипетии 2020 года отразились на рынке юридических услуг, на IP-практике?

— 2020-й, без сомнения, был годом значительных перемен и трансформаций как на глобальном уровне, так и на украинском рынке. Главными факторами риска для всех оставались пандемия и связанные с ней карантинные ограничения, что и стало основным двигателем изменений, в том числе на рынке юридических услуг.

Многие клиенты либо сокращали бюджеты на внешних юристов на протяжении прошлого года, либо готовились к таким сокращениям в 2021 году. Каждый из них решал эту проблему по-своему, в основном двумя базовыми путями: уменьшением привычного объема услуг, обычно получаемых от внешних консультантов, а также поиском внешних советников с меньшей стоимостью услуг. Оба эти варианта имеют недостатки. Оптимальным же решением в данной ситуации видится получение привычного, без каких-либо сокращений, объема услуг от уже проверенных профессионалов, но по более комфортным тарифам.

Для решения такой непростой клиентской задачи специализированная бутиковая фирма, монопрактика с качественным сервисом является идеальным решением. Наши итоги 2020 года показывают, что это было наиболее выигрышной стратегией. Более того, выход IP-практик из многопрофильных юридических фирм в самостоятельное плавание был частым явлением в прошлом году во всем мире, можно сказать, системным трендом юридического бизнеса.

— Следование этому тренду стало причиной перемен и в вашей практике?

— В том числе. Для моей команды прошлый год тоже был переломным. Мы вышли из многопрофильной юридической фирмы практически полным составом IP-практики. Наши взгляды на дальнейшее развитие и принципы работы сильно расходились со взглядами бывших партнеров, и турбулентные условия 2020 года эти противоречия только усилили. К тому же большая стабильность крупных фирм — это представление во многом иллюзорное, особенно в периоды стремительных изменений, поскольку именно крупные игроки рынка юридических услуг, будучи менее «маневренными», неоднократно сокращали свои штаты и предпринимали иные непопулярные меры в отношении сотрудников в прошлом году. Это продемонстрировало, что никому из юристов не гарантировано место в команде.

Кроме того, у меня на протяжении всей профессиональной карьеры как-то не получалось работать в семейных фирмах (улыбается). Предполагаю, что в этом году на украинском рынке юридических услуг их ряды официально пополнятся, на этот раз семейным юридическим «супермаркетом».

Поэтому, пользуясь несколько ­контринтуитивной логикой, мы в непростые времена приняли смелое решение — вышли из крупной юрфирмы и уже в сентябре создали новую компанию, специализирующуюся и предоставляющую полный спектр услуг в отрасли права интеллектуальной собственности, — Mamunya IP. Буквально за несколько месяцев сумели поставить новый бизнес на ноги: преимущественное большинство клиентов практики продолжили работу с нашей командой, и, что крайне важно, мы уже сумели привлечь значительное количество новых клиентов, в том числе целый ряд международных гигантов — лидеров своих индустрий, а также коллег по цеху из иностранных юридических и патентных фирм.

Примечательно, что в формате монопрактики у нас появилось намного больше возможностей сотрудничать на украинском рынке с многопрофильными юридическими фирмами, предлагая полноценную глубокую экспертизу в сфере IP. Первые поручения от коллег по рынку мы получили уже в октябре 2020 года. Это оптимальное решение для некоторых игроков в ситуации, когда клиенту нужна качественная специализированная экспертиза в рамках широкого пакета услуг. Ранее, когда мы работали в многопрофильной юридической фирме, эта опция для нашей команды была недоступна.

Сегодня компания Mamunya IP полностью сформирована. Мы выстроили практически все ключевые процессы как внутри команды, так и во внешнем мире. Нам удалось организовать довольно спокойный, с точки зрения клиентов, процесс перехода.

В целом мы завершили 2020 год с отличным результатом и внушительным портфелем проектов по широкому спектру IP-вопросов, касающихся в том числе торговых марок, изобретений, авторских прав, защиты IP-прав на таможне, борьбы с контрафактом и недобросовестной конкуренцией и, конечно же, судебной защиты. Мы стали еще более устойчивыми как команда, настроив процессы и координацию с помощью современной CRM-системы и целого ряда интересных IT-инструментов. Кстати, это помогло нам легко справиться с организацией дистанционной работы, которую диктует пандемия.

— В формате IP-бутика вам работается комфортнее?

— В целом формат бутика открыл для нас целый ряд преимуществ.

Как IP-бутик мы можем концентрироваться исключительно на своей предметной отрасли и давать клиенту самый полный спектр услуг в сфере IP — от регистрации торговых марок и изобретений до мульти­юрисдикционных судебных разбирательств. Мы также значительно снизили бюрократическую нагрузку на команду и свели к минимуму другие накладные затраты, чтобы клиент платил исключительно за приобретаемый продукт, а не за «упаковку».

Одним из главных преимуществ для наших клиентов стали новые условия сотрудничества. Благодаря эффективной финансовой модели мы смогли предложить лучшие цены на услуги. Такая комбинация ключевых факторов — проверенная самыми требовательными клиентами экспертиза команды, гибкость и комфортные цены — обеспечила нам мощное конкурентное преимущество. В итоге 2020 год мы завершили уверенно и рассчитываем на лидерские позиции на рынке в 2021 году.

— Лидерство — это достаточно субъективный показатель. Как вы сами определяете для себя свою позицию?

— Это не просто амбиции, но готовность взять на себя ответственность в сложное время. Для меня важно качественное развитие рынка IP-услуг в Украине, поэтому я продолжаю среди прочего активно участвовать в жизни Ассоциации юристов Украины, где имею честь возглавлять Комитет по интеллектуальной собственности. Кроме того, в 2021 году Mamunya IP стала официальным партнером комитета. Очень важно задавать правильные ориентиры для рынка и помогать ему осваиваться в новых условиях, особенно сегодня. Вся наша команда принимает активное участие в этом процессе.

Также мы сотрудничаем с крупнейшими отраслевыми ассоциациями. К примеру, мы присоединились к Международной ассоциации по товарным знакам (INTA), где я и моя коллега Анна Прохорова являемся членами комитетов, возглавляем рабочие группы, делимся опытом Украины, заимствуем лучшие практики в сфере IP.

Кроме того, мы оказываем профессиональную поддержку украинским художникам, известным в мире украинским арт-дилерам и галереям, понимая высокую востребованность в этой индустрии именно нашей экспертизы при пока ограниченных ее финансовых возможностях в Украине.

— Как вы оцениваете законодательные новшества прошедшего года? Удалось ли, по вашему мнению, значительно продвинуться в процессе реализации реформы сферы защиты прав интеллектуальной собственности в Украине?

— Реформа в Украине длится довольно давно, и последние несколько лет она находится в активной фазе. В прошедшем году были приняты среди прочего законодательство о Национальном органе интеллектуальной собственности, существенные изменения к законодательным нормам о торговых марках, промышленных образцах, изобретениях и полезных моделях. К слову, Ассоциация юристов Украины и наш комитет сыграли важную роль в разработке и принятии этих изменений. Тем не менее пока рано аплодировать. Для успешного завершения реформы недостаточно восполнить некоторые законодательные пробелы, но также нужно разработать и утвердить весь необходимый массив подзаконных актов. А также продолжить гармонизацию украинского законодательства с европейским.

Открытым остается крайне важный вопрос создания специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности, в котором рынок так нуждается.

Отдельного внимания требует и сфера защиты авторского права. В рамках конференции IP Ukraine NOW, которую мы в 2020 году проводили уже в третий раз, довольно остро обсуждались эти вопросы.

В целом авторское право в эпоху стримингов и цифровых носителей — это один из вызовов как для украинского, так и для глобального рынка IP. С этим багажом мы переходим в 2021 год, и я уверен, что нас ждет много новостей в данной сфере.

— Как в этих турбулентных условиях планировать развитие практики? Что вы используете в качестве своих собственных ориентиров на 2021 год?

— Главный наш фокус на 2021 год — вывести практику под брендом Mamunya IP на новый уровень. У нас все для этого есть — и команда, и опыт, и экспертиза, и довольно четкие принципы построения отношений как с клиентами, так и внутри команды.

Собственно, начальный этап построения нового бренда мы успешно завершили. В новом году мы делаем основной упор на расширение практики в Украине и за ее пределами, а также ожидаем присоединения к нашей команде опытных профессионалов — следите за новостями!


How can we help you?

Get in touch with us or learn more about the firm